Нажмите, чтобы увидеть таблицы полностью

Нажмите, чтобы вернуться


  • Детские пособия в 2016 году

Пособия на детей в 2016 году


Внимание, эта статья устарела!

Обо всех основных изменениях в порядке выплат, видах и размерах детских пособий в России в 2017 году читайте в новом материале на нашем сайте:

Пособия на детей в 2017 году (таблица)


С 1 января 2016 года в России фактически началась большая социальная реформа, в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут на наших с вами глазах меняться сложившиеся в эпоху «сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми, в настоящее время включающих в себя:

  • федеральные детские пособия:
    • по обязательному социальному страхованию, выплачиваемые гражданам, имеющим детей, по месту работы или напрямую из ФСС в соответствии с законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
    • по государственному социальному обеспечению, выплаты которых производятся из федерального бюджета органами Соцзащиты населения по месту жительства получателей с учетом требований закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ;
  • федеральный материнский капитал, предоставляемый с 2007 года из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) при рождении или усыновлении второго и последующего ребенка (детей) по закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ;
  • многочисленные региональные детские пособия и маткапитал, обеспечиваемые из бюджетов субъектов федерации в соответствии с:
    • дополнительными требованиями и рекомендациями указанных выше федеральных законов;
    • «майскими указами» Президента РФ Владимира Путина, в том числе Указом «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 года № 606;
    • республиканскими, краевыми, областными и городскими законами, указами и постановлениями, устанавливающими дополнительные меры материальной поддержки отдельных категорий граждан.
Речь в частности идет о нескольких непопулярных решениях, принятых в социальной сфере руководством страны в декабре 2015 года:

  • сократить круг получателей ряда детских пособий и льгот исходя из необходимости применения регионами принципа адресности и критериев нуждаемости (закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ);
  • не проводить ежегодную индексацию основных социальных выплат (включая детские пособия) за 2016 год традиционно с 1 января, а ограничиться только их доиндексацией за прошедший 2015 год на величину фактической инфляции с 1 февраля 2016 года (закон от 14.12.2015 № 371-ФЗ);
  • вообще не проводить индексацию материнского капитала в 2016 году, оставив его на прошлогоднем уровне — в размере 453026 рублей (закон о бюджете от 14.12.2015 № 359-ФЗ).

В чем суть социальной реформы, проводимой в 2016 году?

В мае 2015 года по итогам рабочих совещаний Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам при формировании федерального бюджета на 2016 год исходить из двух противоречивых требований:

  • снижение дефицита бюджета на 2016-2018 годы путем «сокращения неэффективных затрат»;
  • объективная необходимость проведения индексации социальных выплат гражданам, предусматриваемая приведенными выше законами, указами и постановлениями.

Дополнительным требованием премьер-министра тогда стала необходимость разработки вопроса о предоставлении социальных выплат исходя из принципов адресности и нуждаемости.


Социальная реформа


Результатом этой работы Правительства и стала социальная реформа, заработавшая с 1 января 2016 года.

Индексация детских пособий в 2016 году

Первоочередным решением руководства страны стала приостановка действующего порядка индексации основных социальных пособий и компенсаций. Фактически это и положило начало большой реформе, поскольку в конечном виде на 2016 и 2017 годы Госдумой был утвержден принципиально новый подход к ежегодному пересмотру размера выплат семьям с детьми.

pixabay.com

Фото pixabay.com

Изменения действующего порядка индексации социальных выплат

Напомним, в 2008 году поправками в закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» была впервые предусмотрена ежегодная индексация детских пособий на величину прогнозируемого уровня инфляции, закладываемого Правительством в закон о федеральном бюджете на очередной год — то есть:

  • повышение выплат традиционно проводилось опережающим темпом в сравнении с ростом индекса потребительских цен;
  • при этом повышающий коэффициент индексации по сложившемуся правилу в обычные годы применялся однократно с 1 января в отношении всех установленных размеров социальных выплат, предоставляемых гражданам с детьми в виде фиксированной (твердой) суммы.
В связи с невозможностью спрогнозировать сразу на год вперед величину инфляции в условиях экономического кризиса и падения цен на нефть, Правительство фактически предложило пропустить сейчас очередную индексацию пособий на текущий год и провести ее с 1 февраля 2017 года на основе данных о фактической годовой инфляции (то есть уже не опережающим, а догоняющим темпом).

Отметим, что такой же порядок уже был предусмотрен ранее в отношении повышения размера трудовых (страховых) пенсий по старости, однако в отличие от пенсий федеральные детские пособия выплачиваются либо ежемесячно в течение значительно более короткого периода, либо вовсе единовременно (например, выплаты по беременности и при рождении ребенка).

Уже 25 июня 2015 года данный подход был поддержан кабинетом министров (чиновникам для его одобрения хватило всего полтора часа обсуждений). Министр финансов России Антон Силуанов по этому поводу сразу отметил: «У нас не будет ресурсов на разногласия».

Это фактически означает, что государство таким изменением порядка индексации пособий как минимум на ближайших год сэкономило на текущих выплатах семьям с детьми — до 1 февраля 2017 года (не исключено, что в ожидании восстановления цены на нефть на уровне «сытых нулевых», в которых данные обязательства впервые были установлены законодательно). Однако такое изменение порядка индексации по фактической инфляции за прошедший год ставит необходимость уже с 1 февраля 2016 года доиндексировать размеры детских пособий, установленных с 1 января 2015 года. Напомним:

  • тогда детские пособия были проиндексированы в обычном порядке «опережающими темпами», однако на заведомо заниженный показатель годовой инфляции 5.5% (коэффициент индексации 1.055);
  • однако фактическая инфляция за 2015 год более чем в 2 раза превысила проведенную с 1 января индексацию и составила 12.9% (то есть необходимый коэффициент индексации за прошлый год фактически должен был составить 1.129).
На эту недостающую разницу 1.129 / 1.055 = 1.070 государственные пособия семьям с детьми будут дополнительно проиндексированы с 1 февраля 2016 года — этого естественным образом требует утвержденное Госдумой в 2015 году изменение порядка индексации социальных выплат.

Размер детских пособий в 2016 году

С учетом уже проведенного в начале 2015 года повышения размера выплат на 5.5%, а также принятых Госдумой изменений и величины фактической прошлогодней инфляции 12.9% — с 1 февраля 2016 года
детские пособия будут дополнительно проиндексированы на 7% (так называемая «доиндексация»):

112.9% / 105.5% = 1.070, или 7.0%.

С учетом этого можно получить следующую таблицу размеров пособий на ребенка.

Таблица индексации детских пособий в 2016 году

Название пособия
Размер c 01.02.2016, рублей
Примечание
Единовременные
Пособие при постановке на учет в женской консультации до 12 недель беременности
581,73
Выплаты производятся одновременно с пособием по беременности и родам при предъявлении соответствующей медицинской справки
Пособие по беременности и родам
100% от среднего заработка за 2 предыдущих года или по МРОТ

либо 581,73 рублей или в размере стипендии

Начисляется единовременно за весь период декретного отпуска пропорционально количеству дней (140, 156 или 194)

При ликвидации организации — в фиксированном минимальном размере

Для студентов — по месту учебы в виде стипендии

Пособие беременной жене военнослужащего по призыву
24565,89
Предоставляется жене военнослужащего, проходящего срочную военную службу, при акушерском сроке беременности более 180 дней (третий триместр)
Единовременное пособие при рождении ребенка
15512,65

Может выплачиваться по месту работы (в форме социального страхования) или в органах соцзащиты населения (в форме государственного социального обеспечения)

Право на выплаты имеет любой из родителей (мать или отец) либо лицо, их заменяющее

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью)
15512,65

или 118529,25

В повышенном размере выплачивается при усыновлении:

  • ребенка-инвалида;
  • ребенка старше 7 лет;
  • нескольких детей, являющихся братьями и (или) сестрами.
Ежемесячные
Пособие по уходу за ребенком
40% от среднего заработка за 2 предыдущих года, но не менее:

  • 2908,62 рублей — на первого ребенка
  • 5817,24 — на второго и последующих

Начисляется в форме социального страхования находящимся в отпуске по уходу за ребенком по месту работы (службы) вместе с выплатами заработной платы или денежного довольствия

В минимальном размере — в форме государственного социального обеспечения для неработающих через УСЗН по месту жительства

Пособие на ребенка военнослужащего по призыву до 3 лет
10528,24

Право на выплаты возникает с момента рождения ребенка, но не ранее начала его отцом срочной военной службы

Пособие предоставляется до достижения ребенком возраста 3 лет, но дольше дня завершения его отцом службы по призыву

Пособие детям военнослужащих по потере кормильца
2117,50
Предоставляется по месту выплаты пенсии по потере кормильца в пенсионных органах Министерства обороны РФ или в УСЗН по месту жительства
Ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет
В размере регионального прожиточного минимума на ребенка
По состоянию на начало 2016 года выплачивается в 69 субъектах федерации — см. полный список регионов

Размер материнского капитала в 2016 году

Еще летом 2015 года начали поступать новости о том, что на высшем уровне (Правительство, Госдума, ПФР) предлагается не индексировать размер сертификата на маткапитал, по меньшей мере, в 2016 году.

В итоге двумя законами от 14.12.2015 № 359-ФЗ и № 371-ФЗ Государственной думой было принято окончательное решение, в соответствии с которым размер материнского капитала в 2016 году не увеличивается (не индексируется) и остается равным прошлогоднему значению — 453026 рублей.



В отличие от измененного с 2016 года порядка индексации детских пособий, в отношении материнского капитала — это просто однократный пропуск установленного законом ежегодного повышения его размера. При этом уже анонсировано, что сумма средств по материнскому сертификату в следующий раз будет проиндексирована в обычном порядке:

  • с 1 января 2017 года — приблизительно на 6%, что составит 480 тысяч рублей;
  • с 1 января 2018 года — еще на 5%, что даст сумму 505 тысяч рублей.

Однако на 2016 год было принято решение проиндексировать повторную антикризисную выплату из средств по сертификату — выплачиваемая единовременно сумма увеличилась на 5000 рублей и теперь составит 25 тысяч. Однако сроки на ее получение в Пенсионном фонде в этот раз будут сокращены.

Понимая перспективу фактического обесценивания материнского капитала в течение как минимум одного ближайшего года, существует предположение о том, что Правительство в знак компенсации существенно расширит в 2016 году направления использования сертификата, чтобы помочь гражданам страны быстрее (легче) израсходовать предоставленные государством средства.

В частности, одно из новых направлений было введено уже с 1 января — теперь маткапитал можно использовать на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов. На очереди в 2016 году также предоставление права на оплату по сертификату услуг индивидуальных предпринимателей (ИП — частные детские сады или няни) по присмотру и уходу за ребенком.

Ниже приводится график изменения темпов роста материнского капитала за прошедшие с начала реализации программы 10 лет (2007-2016). Всего за это время маткапитал вырос с 250 до 453 тысяч рублей (рост на 81%). То есть в среднем ежегодная индексация суммы по сертификату за этот период составила всего 8,1%.

Переход на принципы адресности и нуждаемости

Перспективы сокращения в 2016 году видов и размеров детских пособий и иных выплат семьям с детьми исходя из принципов адресности и нуждаемости в обществе вызывают еще более высокие опасения.

Существующая в настоящее время категориальная система соц. поддержки берет свои истоки из советского периода, и в современных реалиях при росте дефицита бюджета с точки зрения руководства страны она становится неоправданной. В связи с этим адресные подходы с учетом нуждаемости будут широко внедряться в сферу федеральной и региональной социальной политики в 2016 году — прежде всего, из соображений экономии бюджетных средств путем «сокращения неэффективных затрат».

Между тем, в Правительстве до сих пор ведутся оживленные дискуссии по вопросам выработки критериев нуждаемости, в соответствии с которыми можно было бы «адресно» устанавливать денежные выплаты не на какие-то категории социальных групп в целом (в масштабах государства или отдельного субъекта федерации), а в отношении конкретной семьи и отдельного гражданина.

В качестве подобного критерия чаще всего предлагается такой известный показатель, как величина дохода в расчете на одного члена семьи — если она будет составлять менее установленного в регионе прожиточного минимума (или кратных ему единиц), семья может быть признана нуждающейся и ей в адресном порядке может быть предоставлена соответствующая материальная поддержка.

Однако, как отмечают специалисты, в долгосрочной перспективе это может привести к появлению у граждан желания искусственно занижать свой официальный уровень дохода (или меньше работать), в том числе путем фиктивных разводов с работающим и имеющим высокий доход супругом — для преодоления порога «нуждаемости» и получения права на отдельные адресные виды социальных выплат.

  1. Это может вызвать обратные процессы — вновь привести к росту социальных расходов и, самое главное, негативно скажется на пополнении государственных внебюджетных фондов — ПФР, ФСС и ФОМС.
  2. Кроме того, снижение объемов пенсионных отчислений таких граждан из-за укрывания официальных доходов с учетом вступившей с силу в 2015 году пенсионной реформы в долгосроке может и вовсе привести к социальной катастрофе, когда за чертой бедности окажется еще большее, чем сейчас, количество пенсионеров.
Помимо этого, как неоднократно отмечали в Минтруда и соцзащиты, по ряду существующих выплат, в том числе предоставляемых в отношении семей с детьми, критерии нуждаемости устанавливаться вообще не должны. Например, материнский капитал с учетом неограниченных законом сроков для его расходования не может предоставляться в каком-либо другом формате, отличном от существующего.
  • Прежде всего — нуждаемость, определенная по уровню дохода или материальной обеспеченности, может устанавливаться только в конкретный момент времени.
  • В отличие от этого заявление о распоряжении средствами материнского капитала можно подать в любое время — может быть, через 5-10 лет после появления на него права у семьи сертификат окажется востребованным по всем возможным критериям нуждаемости, но семье он полагаться не будет, поскольку на момент рождения второго или последующего ребенка она в нем могла и не нуждаться.

В то же время Министр труда и социальной защиты признает, что «основной блок возможностей по установлению критериев нуждаемости — это региональные выплаты». Однако до сих пор адресные подходы к оказанию социальной поддержки в субъектах федерации также применялись с целью сокращения расходов, а в бездумном варианте применения это может означать только то, что региональные власти в действительности никакой социальной поддержкой заниматься вообще не хотят.

pixabay.com

Фото pixabay.com

Пособие по уходу за ребенком в 2016 году

Адресные принципы предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми в 2016 году на основе критериев нуждаемости могут быть применены не только с целью сокращения круга получателей, но и для установления принципиально новых, ранее не предусматриваемых видов детских пособий — но только в отношении вполне определенной категории получателей, к которой могут устанавливаться также дополнительные требования.

В частности, на прошедшем 27 марта 2015 года Всероссийском форуме социальных работников Дмитрий Медведев призвал Правительство решить вопрос о продлении выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет, но только для нуждающихся категорий граждан, поскольку, по мнению премьер-министра, эта проблема актуальна не во всех семьях, и в действительности большинство мам заинтересовано в том, чтобы иметь возможность при достижении ребенком полутора лет возобновить рабочую деятельность по постоянному месту занятости.

Однако для этого необходимо решить ряд принципиальных (и в настоящее время во многом концептуальных) вопросов:

  • определить и сформулировать в явном виде критерии нуждаемости семей в продлении выплат ежемесячного пособия до 3 лет;
  • составить на основе сформулированных критериев по адресному принципу реестр получателей пособия;
  • найти источники финансирования выявленных нуждающихся семей «на совершенно других началах» — по возможности с привлечением ресурсов работодателей, а не путем повышения расходов федерального бюджета;
  • разработать меры по стимулированию досрочного выхода родителей из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет:
    • изменение норм трудового законодательства с возможностью применения гибкого рабочего графика или полноценного предоставления работы на условиях неполного рабочего дня;
    • открытие в укороченные сроки большого количества ясельных групп в детских садах с учетом потребностей населения.
Пока работы в данном направлении продолжаются, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет родители могут претендовать только на получение ежемесячной компенсации от работодателя в размере 50 рублей. По этому поводу Председатель Правительства также отметил: «Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

Позднее в новостях говорилось, что Дмитрий Медведев дал поручение Минтруду России совместно с Минэкономразвития и Минобрнауки в срок до 1 июля 2015 года рассмотреть возможность продления выплат пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет семьям с детьми с учетом следующих критериев нуждаемости (с условием их одновременного применения):

  • при среднедушевом доходе семьи, не превышающем величину регионального прожиточного минимума на душу населения;
  • при отсутствии для ребенка места в детском саде или возможности трудоустройства по месту работы с гибким рабочим графиком.

В итоге выяснилось, что на реализацию данного предложения только за один 2016 год потребуется 50 млрд руб. дополнительных бюджетных расходов, что составляет неподъемную сумму в условиях кризиса.

Бесплатные консультации: МОСКВА: +7 (499) 703-52-27 | СПб: +7 (812) 309-07-44 | Остальные регионы:Юрист-консультант >>>
+ +
Всегда актуальные новости в нашей группе ОК