Нажмите, чтобы увидеть таблицы полностью

Нажмите, чтобы вернуться



Какие пособия будут выплачиваться в 2016 году исходя из критериев адресности и нуждаемости?

На протяжении нескольких последних лет среди высшего руководства страны, включая президента и правительство, неоднократно высказывались мнения о необходимости перехода при предоставлении гражданам мер социальной поддержки на принципы адресности и нуждаемости.

По мнению руководства страны, такой подход позволил бы:

  • перераспределить на федеральном уровне объемы социальных выплат и льгот в пользу тех, кто в этом действительно нуждается, что позволило бы значительно повысить эффективность оказываемых мер социальной поддержки (в том числе тех, которые сейчас не востребованы ввиду их незначительного объема — например, ежемесячная компенсация 50 рублей находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет);
  • предусмотреть в отношении нуждающихся категорий населения дополнительные виды социальной поддержки, на которые до сих пор не хватало бюджетных ресурсов (например, обсуждаемое в 2015 году введение в отношении малообеспеченных ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от 1.5 до 3 лет);
  • дать регионам возможность самостоятельно уменьшить объемы социальных обязательств перед населением для уменьшения возникшего бюджетного дефицита (вплоть до риска дефолта субъектов федерации) путем установления дополнительных требований в виде критериев нуждаемости.
В результате этой работы в декабре 2015 года был принят долгожданный федеральный закон № 388-ФЗ от 29.12.2015 г., направленный на «совершенствование предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Примечательно, что прежде всего новый закон (основные положения которого вступили в силу уже с 1 января 2016 года) коснулся сразу нескольких видов выплачиваемых на федеральном и региональном уровнях детских пособий и компенсаций.

В частности, в 2016 году изменится формат и условия предоставления ежемесячного пособия на ребенка до 16 (18) лет, чернобыльских декретных выплат в двойном размере и компенсации родительской платы за детский сад.

Детские пособия в регионах

Фото pixabay.com

Закон о принципах адресности и нуждаемости

Решение правительства начать бюджетную экономию исходя из установления критериев нуждаемости в отношении семей с детьми вызвало немало шума и споров. Принятый закон № 388-ФЗ от 29.12.2015 г. внес коррективы в несколько действующих федеральных законов:

Принятие этого закона следовало ожидать. Регионы встретили кризис 2015-2016 гг. с изначальным дефицитом бюджета, возникшим в предыдущие годы на фоне выполнения «майских указов» президента от 2012 года. Теперь для сокращения бюджетного дефицита многие регионы вынуждены в массовом порядке переводить социальные выплаты на принципы нуждаемости.

При этом правительство обещает не оставить без поддержки малообеспеченные семьи — выплаты прекращаются только тем, кому они не полагаются в связи с достаточным уровнем среднедушевого дохода в семье. Однако на практике проблема в применении критериев нуждаемости состоит в том, что между этими двумя категориями людей зачастую стоит разница всего лишь в несколько рублей доходов.

Семья не получит установленное для нуждающихся пособие, даже если ее среднедушевой доход на каждого ее члена будет превосходить величину прожиточного минимума даже всего на пару рублей!

Ситуация осложняется тем, что регионам, которые не соблюдают обязанность по применению адресного подхода, установленную новым законом, в последующем может быть уменьшено федеральное финансирование посредством дотаций, субсидий или субвенций.

Новое ежеквартальное пособие на ребенка

Статьей 4 принятого Закона изменен статус пособия, которое устанавливается ст. 16 закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. Ранее оно было «ежемесячным», теперь же стало просто «пособием на ребенка» с дополнительным требованием — производить выплаты не реже одного раза в квартал (отсюда новое название — «ежеквартальное»). Помимо этого, согласно новым требованиям, это пособие должно выплачиваться только нуждающимся. Изменение уже вступило в силу с 01.01.2016 г., однако форма его реализации будет устанавливаться субъектами федерации самостоятельно.

Этот пункт нового закона вызвал ажиотаж и множество вопросов со стороны семей. Во многих регионах на слуху у молодых родителей только одно «ежемесячное пособие» — по уходу за ребенком до 1.5 лет. И многие действительно посчитали, что изменения касаются этой ежемесячной выплаты, размер которой с 1 февраля 2016 года составляет 2908,62 руб. на первого ребенка и 5817,24 — на второго и последующих. Однако это не так.

Изменения затрагивают региональную выплату на детей до 16 или 18 лет, которая ранее выдавалась ежемесячно. Она закреплена в федеральном законе как обязательная, при этом платится родителям из средств местных бюджетов. Размер пособия зависит от бюджетных возможностей конкретного региона. В каждом субъекте РФ он разный, но преимущественно не превышает 500 рублей.

Для примера размеры выплаты по регионам:

  • в Белгородской области стандартный размер 240 руб., многодетным семьям — 360 руб. на каждого ребенка, а на детей-инвалидов — 4865 руб.;
  • в Брянской области стандарт — 239 руб., на детей-инвалидов 359 руб., одиноким матерям — 477 руб.;
  • в Карелии — 210-345,8 руб., на ребенка из многодетной семьи — 1300-1365 руб.;
  • в Мурманской области — 438 руб. на каждого ребенка из многодетной малоимущей семьи.

Как скажется изменение на бюджете семьи?

  • Пособие и ранее выплачивалось преимущественно нуждающимся семьям — тем, в которых среднедушевой доход не превышал прожиточный минимум (ПМ). В этом плане ничего не изменится.
  • Судя по сравнительно небольшому размеру выплаты, изменение периодичности начисления не скажется на бюджете семей слишком категорично (за редким исключением).
  • В законе сказано, что пособие должно выплачиваться не реже раза в квартал. То есть по решению местных властей частота его выплаты может остаться и прежней. По крайней мере, пособие будет выплачиваться ежемесячно до принятия соответствующих региональных законодательных актов.

Теоретически, размер пособия может быть даже увеличен — закон этого не запрещает. В том числе за счет сокращения периодичности выплат и круга получателей. Решение будет зависеть от руководства регионов и возможностей местных бюджетов. Хотя, исходя из бюджетного дефицита на местах, увеличение пособия маловероятно.

Компенсация родительской платы за детский сад

Значительно более масштабные изменения ожидают семьи в связи с другим пунктом закона. Госдума одобрила применение принципа нуждаемости к компенсации оплаты за детский сад. Если раньше, согласно закону «Об образовании», частичную компенсацию родительской оплаты могли получить все семьи, то теперь на нее претендовать смогут нуждающиеся родители. Об этом сказано в ст. 7 нового закона.

В документе оговорено, что органы власти субъектов РФ могут (но не обязаны) устанавливать критерии нуждаемости для назначения компенсации за детсад. Исходя из бюджетного дефицита в регионах, скорее всего, компенсацию «для всех» все же сократят и сделают ее адресной.

Данные изменения могут коснуться наиболее ощутимо многодетные семьи, которые во многих регионах были вообще освобождены от необходимости платить за посещение детского сада.

  • В частности, многодетные родители в Пскове были обескуражены необходимостью платить детсад уже с 1 января 2016 года. Такая возможность и оставлена только за семьями со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума.
  • Однако во многих других городах Псковской области многодетные и ранее оплачивали содержание ребенка из своего кармана. Правда, потом они могли в обычном порядке получить компенсацию в размере до 70% внесенной оплаты (чаще всего с задержками). Теперь эта возможность тоже будет сохранена за нуждающимися семьями.

Исходя из этого можно отметить следующие основные особенности нововведения:

  • критерий нуждаемости устанавливается на региональном уровне — в каждом субъекте РФ или отдельном муниципальном образовании условия получения компенсации и сами критерии адресности могут устанавливаться свои;
  • изменение уже вступило в силу с 01.01.2016 г.

Размер компенсации при этом не меняется. Он устанавливается отдельно в каждом регионе, но не может быть меньше:

  • 25% от среднего размера платы за детсад — за первого ребенка в семье;
  • 50% — за второго;
  • 70% — за третьего и последующих детей.

При этом родители опасаются, что помимо сокращения получателей компенсации могут быть упразднены и другие льготы по детсаду.

Чернобыльские пособия по уходу за ребенком

Новым законом изменены условия получения чернобыльских выплат:

  • с 1 июля 2016 года аннулируется возможность получать двойное пособие на детей, рассчитываемое пропорционально среднему заработку, а вместо него установлена другая доплата в форме фиксированной ежемесячной компенсации;
  • изменяются также минимальные сроки постоянного проживания на загрязненной территории, необходимые для получения права на выплату.

Все нововведения перечислены в ст. 2 закона о принципах адресности и нуждаемости.

Ранее сроки проживания не были установлены. Это приводило к злоупотреблениям из-за регистрации на загрязненных территориях без фактического проживания на них. Граждане регистрировались в загрязненной зоне для получения повышенных денежных выплат, хотя по факту проживают и работали совершенно в других регионах, включая весьма отдаленные.

Самое важное — нововведенная взамен «двойного пособия» чернобыльская ежемесячная выплата, оговоренная в обновленном п. 7 ст. 18 закона:

Как изменятся условия предоставления

Чтобы обратиться за чернобыльскими выплатами, по новым правилам заявитель должен проживать на загрязненной территории минимум:

  • 1 год — в зоне отселения;
  • 3 года — в зоне проживания с правом на отселение;
  • 4 года — в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Для детей, родившихся в любой из этих трех зон, а также для первого и следующего поколений детей, появившихся от облученных родителей, установленные ограничения не применяются.

Минимальные периоды проживания для тех, кто живет (работает) в любой из трех зон, должны соблюдаться для оформления таких ежемесячных выплат (см. ст. 18, 19 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»):

  • компенсации 200-230 руб. за питание с молочной кухни для детей до 3 лет;
  • компенсации 180 руб. на питание ребенка в детсаду;
  • компенсация 35-180 руб. на питание школьников.
Детские пособия в 2016 году

Фото pixabay.com

Как изменится размер ежемесячных выплат

По новому закону чернобыльское ежемесячное пособие на ребенка будет выплачиваться в таких размерах:

  • до того, как ребенку исполнится 1.5 года — ежемесячная выплата в обычном размере (40% от заработка) + фиксированная доплата в размере 3000 руб. за радиационный риск;
  • для возраста между 1.5 и 3 годами — только фиксированная сумма 6000 руб. в качестве возмещения вреда за риск проживания на загрязненной территории.

Ранее работающие и неработающие граждане, которые жили и трудились на территории, загрязненной радионуклидами, могли рассчитывать на разный размер пособия (работающие 80%, неработающие — двойной минимум). Законодатели посчитали, что это несправедливо, ведь риск для всех одинаков независимо от факта трудоустройства. Поэтому он решили и уровнять новую чернобыльскую компенсацию для всех категорий получателей, сделав ее в фиксированном размере.

Новые нормы учитывают следующие аргументы:

  • работающие и неработающие граждане подвергаются одинаковому негативному влиянию среды;
  • возмещение ущерба для здоровья, в том числе потенциального, является обязанностью государства и не может зависеть от взносов граждан на социальное страхование в ФСС (Постановление Конституционного суда РФ № 11-П от 19.06.2002 г.).

Таким образом, действующий ранее принцип выплат являлся дискриминационным и противоречил Конституции. Кроме того, он предполагал неоправданно завышенные суммы декретных выплат чернобыльцам по месту работы, финансируемые из бюджета, что становится затруднительным в условиях кризиса.

Перечисленные сроки и условия предоставления пособия будут применяться при обращении за оформлением пособия с 01.07.2016 г. Граждане, оформившие выплаты до этого времени, смогут получать чернобыльские соцпособия по-старому (например, двойное пособие на ребенка до 3 лет) — вплоть до наступления оснований для прекращения выплаты.

Известие о том, что жители чернобыльской зоны с 01.07.2016 г. перестанут получать детское пособие в двойном размере, вызвало общественный резонанс. Особенно обидно мамам, здоровье которых действительно пострадало из-за постоянного проживания в регионе и которые имели до декрета хорошие заработки: ведь 80% от высокой зарплаты могут составлять сумму намного большую, чем максимально возможные 6000 руб.

В связи с этим во многих регионах страны (Тульская, Курска обл. и др.) в конце 2015 года даже прошли демонстрации несогласных с новой нормой закона, но предотвратить или отменить ее они не помогли.

Сравнение размера чернобыльского «двойного пособия» на детей до и после реформы 2016 года

Сравним объемы чернобыльских выплат за полные 3 года с момента рождения ребенка по старым и новым правилам ее предоставления.

Таблица 1Размер чернобыльского двойного пособия до 30.06.2016 г., руб.

Среднемесячный заработок женщины, руб.На ребенка до 1.5 летНа ребенка 1.5-3 летВсего за 3 года
(ежемесячно двойной минимальный размер или
80% среднего заработка)
минимальный2909 × 2 = 5818209448
75006000216000
100008000288000
1500012000432000
2000016000576000
3000024000864000

Таблица 2Размер пособия до 3 лет с 01.07.2016 г., руб.

Среднемесячный заработок женщины, руб.На ребенка до 1.5 летНа ребенка 1.5-3 летВсего за 3 года
40% зарплаты + 3000фиксировано 6000
минимальный2909 + 3000 = 59096000214362
75003000 + 3000 = 6000216000
100004000 + 3000 = 7000234000
150006000 + 3000 = 9000270000
200008000 + 3000 = 11000306000
3000012000 + 3000 = 15000378000

Таблица 3Сравнительный анализ общей суммы выплат за 3 года

Среднемесячный заработок женщины, руб.Было до 30.06.2016 г. (принимается за 100%), руб.Стало после 01.07.2016 г., руб.Разница между «стало» и «было», руб.Разница относительно «было», %
минимальный2094482143624914+ 2,3 %
750021600021600000,0 %
10000288000234000– 54000– 18,8 %
15000432000270000– 162000– 37,5 %
20000576000306000– 270000– 46,9 %
30000864000378000– 486000– 56,3 %
Из представленных выше расчетов видно, что минимальные различия в сумме выплат до и после реформы в расчете на 3 года достигаются только в случае получения пособия по уходу за ребенком в размере, близком к минимальному.

Во всех остальных случаях родители проигрывают от принятых нововведений.

  • Поскольку с 1 февраля 2016 года на первого ребенка пособие до 1.5 лет не может составлять менее 2909 рублей (что меньше фиксированной прибавки 3000 рублей), родители при условии получения пособия по уходу за ребенком в минимальном размере даже оказываются в небольшом выигрыше — они получат символическую прибавку на 2,3% (см. табл. 3).
  • Однако поскольку пока точно не известно, будет ли индексироваться установленная чернобыльцам фиксированная прибавка 3000 рублей к ежемесячному пособию до 1.5 лет — в скором времени (уже после очередной индексации с 1 февраля 2017 года) может оказаться, что даже в минимальном размере получать двойное минимальное ежемесячное пособие было бы более выгодно.

Из приведенных расчетов также видно: для любого размера среднего заработка, превышающего сумму 7500 рублей, размер выплачиваемого ежемесячного пособия на ребенка до 3 лет, начиная с 1 июля 2016 года, будет меньше старого «двойного пособия», предоставляемого в размере 80% от средней зарплаты за 2 предыдущих года — и чем больше зарплата, тем больше становится этот разрыв.

Как определяется нуждаемость и устанавливаются ее критерии

Точные критерии нуждаемости для семей в п. 5 ст. 8 нового закона предложено установить федеральному органу исполнительной власти в области соцзащиты, то есть непосредственно Министерству труда и социальной защиты РФ. Однако до сих пор никаких нормативных актов по этому поводу не было принято.

Раньше определение критериев нуждаемости ложилось на плечи регионов. По мнению руководства страны, на местах виднее, кто из жителей действительно нуждается в помощи. И традиционно, руководства регионов исходили из сравнения:

  • среднедушевого дохода членов семьи, подтвержденного справками о доходах;
  • установленной в регионе величины прожиточного минимума на детей.

Заключение

В конечном виде смысл принципов адресности и нуждаемости, которые устанавливаются новым законом, состоит в уменьшении нагрузки на федеральный и региональные бюджеты. При этом руководство страны настаивает, что соцпомощь нужно продолжать выплачивать — но только семьям, которые в ней действительно нуждаются.

Тенденция к сокращению социальных расходов будет прослеживаться не только в 2016-м, но и в последующие годы. Это будет происходить до тех пор, пока не сократится дефицит региональных бюджетов или не будет указания свыше поднимать социалку (что не стоит ожидать раньше завершения кризиса).

Вполне возможно, что некоторые регионы отступят от принципа сокращения социальных расходов. Но вряд ли такая мера будет чем-то большим, чем временным популизмом. Например, так было в Брянской области с 2015 г., когда перед выборами губернатора, несмотря на бюджетный дефицит, на 65-80% были увеличены расходы на соцзащиту и пособия.

Бесплатные консультации: МОСКВА: +7 (499) 703-52-27 | СПб: +7 (812) 309-07-44 | Остальные регионы:Юрист-консультант >>>
+ +
Всегда актуальные новости в нашей группе ОК