Материнский капитал на покупку квартиры

Направить маткапитал можно на покупку квартиры, а также на первоначальный взнос или выплату основного долга и процентов за пользование жилищным кредитом или займом, вступительный (паевый) взнос при вступлении в жилищный кооператив или оплату цены договора долевого участия.

Чтобы использовать материнский капитал для улучшения жилищных условий нужно подать заявление о распоряжении в отделение Пенсионного фонда (ПФР) вместе с документами. Причем использовать средства по данным направлениям можно, не дожидаясь исполнения 3-х лет ребенку, после рождения которого был получен сертификат.

После оформления права собственности на купленную недвижимость и снятия обременения с жилья (в случае использования ипотечного кредита), владелец сертификата должен выделить доли всем членам семьи. После покупки квартиры граждане могут воспользоваться правом на получение налогового вычета, однако сумма средств МСК не учитывается при определении размера выплаты.

Внимание

С 2019 года ПФР обязан запрашивать информацию о состоянии жилья, приобретаемого с использованием средств маткапитала. Деньги не могут быть направлены на покупку квартиры, которая не соответствует техническим и санитарным требованиям или находится в здании, признанном аварийном.

Можно ли использовать материнский капитал до 3 лет на покупку квартиры?

Использовать маткапитал на покупку жилья до того, как ребенку исполнится 3 года можно только для:

  1. Уплаты первоначального взноса по ипотеке.
  2. Оплаты основного долга.
  3. Выплаты процентов по кредитам и займам.

Количество кредитов и займов, на погашение которых можно направить средства маткапитала, законом не ограничены — денежные средства можно направить сразу по нескольким кредитным обязательствам.

Запрещено оплачивать за счет средств МСК штрафные санкции и пени за просрочку оплаты кредитных обязательств. ПФР может отказать в распоряжении средствами господдержки для оплаты потребительского кредита. О том, что обязательства перед банком возникли с целью приобретения жилья, придется доказывать в судебном порядке.

Основной перечень документов для распоряжения средствами МСК на улучшение жилищных условий

Для того, чтобы направить средства маткапитала на улучшение жилищных условий владелец сертификата должен подать заявление о распоряжении МСК в Пенсионный фонд. Сделать это можно одним из следующих способов:

  • лично или через представителя обратиться в отделение ПФР по месту жительства или пребывания;
  • через многофункциональный центр (МФЦ);
  • отправить документы почтовым отправлением;
  • зарегистрироваться на официальном сайте Пенсионного фонда и подать заявление в электронном виде;
  • воспользоваться порталом Госуслуги.

Образец заявления можно заполнить заранее или при непосредственном визите в ПФР или МФЦ. Заявитель обязательно должен предоставить:

  1. Паспорт.
  2. Сертификат или его дубликат.
  3. Если участником сделки, направленной на приобретение жилья, является супруг — свидетельство о заключении брака.
  4. Если заявитель обращается через представителя — его паспорт и заверенная нотариусом доверенность.
Внимание

Дополнительные документы к указанному перечню предоставляются заявителем в зависимости от способа покупки жилья (оформление ипотеки, участие в долевом строительстве, заключение договора купли-продажи). Копии предоставляются вместе с оригиналами, они будут возращены заявителю после проверки.

Покупка квартиры по договору купли-продажи

Квартира, которую можно купить за маткапитал, должна находится на территории России. Направить средства на покупку недвижимости по договору купли-продажи можно только после того как ребенку, с появлением в семье которого возникло право на получение маткапитала, исполнилось три года.

Не имеет значение покупается квартира на первичном или вторичном рынке недвижимости. Главное — квартира должна отвечать санитарным и техническим нормам, а также требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Родители могут купить квартиру, одновременно используя личные средства и деньги государственной поддержки. Покупка жилья происходит следующим образом:

  1. Владелец сертификата заключает договор купли-продажи вместе с продавцом выбранной недвижимости.
  2. Договор вместе с документами владелец сертификата предоставляет в отделение ПФР.
  3. Фонд проверяет предоставленные документы один месяц. В случае принятия положительного решения денежные средства МСК перечисляются на счет продавца в течение еще 10 рабочих дней.

Заявитель дополнительно должен предоставить в ПФР:

  • копию договора купли-продажи;
  • выписку из ЕГРН или справку о сумме невыплаченного по договору остатка.

Если владелец сертификата привлекает собственные средства для покупки недвижимости, то продавец сначала получает задаток, а оставшаяся часть стоимости квартиры погашается средствами маткапитала.

Ипотека с материнским капиталом

Материнский капитал может быть использован для оплаты первоначального взноса по ипотеке или выплаты уже имеющегося жилищного кредита и процентов по нему. При этом не имеет значение возникли финансовые обязательства до или после появления второго ребенка.

Чтобы направить МСК на ипотеку необходимо выполнение ряда условий:

  1. Кредит (займ) должен быть целевым.
  2. Заемщик должен быть владельцев сертификата на маткапитал.
  3. Организация, в которой был оформлен кредит, в соответствии с п. 7 ст. 10 ФЗ от 26.12.2006 № 256, является:
    • банком;
    • кредитным потребительским кооперативом (КПК);
    • сельскохозяйственным КПК;
    • АО «ДОМ.РФ».
  4. Кредитная организация предусматривает возможность использования маткапитала для оформления или погашения ипотеки.
  5. Сумма, указанная в заявлении о распоряжении, не превышает размер средств по сертификату или остатка неизрасходованных средств.

Чтобы погасить уже имеющийся кредит заемщик перед обращением в ПФР должен взять в банке справку о размере долга и невыплаченных процентах. Фонд рассматривает заявление в течение месяца, в случае принятия положительного решения средства господдержки перечисляются банку через 10 дней.

Заемщик может сократить срок выплаты или сумму платежа, в зависимости от того, какой порядок досрочного погашения предусмотрен кредитным договором. Если кредит не был выплачен полностью — заемщик получит новый график платежей.

Для направления МСК на первоначальный взнос владелец сертификата должен:

  1. Обратиться в банк или кредитную организацию с заявкой о получении ипотеки.
  2. В случае одобрения — выбрать объект на рынке недвижимости.
  3. Подписать кредитную документацию.
  4. Зарегистрировать право на жилье в Росреестре.
  5. Получить ипотечный кредит.
  6. Обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о распоряжении и необходимыми документами.
  7. Дождаться перечисления средств МСК банку.

В ПФР заемщик должен предоставить:

  • заявление о распоряжении средствами господдержки;
  • паспорт;
  • сертификат на маткапитал;
  • ипотечный договор, прошедший госрегистрацию.

Участие в долевом строительстве

Родители могут направить средства маткапитала для участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Участниками сделки являются вкладчик и строительная организация. Покупатель перечисляет деньги застройщику, а тот в свою очередь обязуется передать ему жилье после ввода новостройки в эксплуатацию.

Внимание

Приобретение жилья по договору долевого участия (ДДУ) — один из самых выгодных способов покупки квартиры, цена квадратного метра при строительстве здания гораздо ниже стоимости уже готового жилья. Однако существуют определенные риски: например, застройщик может обанкротиться или срок окончания строительства существенно затянется.

Для заключения сделки в ПФР нужно предоставить:

  • копию ДДУ;
  • сведения, о внесенной сумме в счет уплаты цены ДДУ;
  • справка о невыплаченном остатке.

Участие в жилищно-строительных кооперативах

Если владелец сертификата или его супруг являются членами жилищного кооператива, для направления средств господдержки для оплаты вступительного и (или) паевого взноса им необходимо предоставить в ПФР вместе с основным перечнем документов:

  • копию устава жилищного кооператива;
  • документ, подтверждающий решение о приеме граждан в кооператив или подтверждение факта подачи заявления о приеме;
  • справка о сумме уплаченных средств и остатке паевого взноса.

Граждане могут управлять постройкой жилья на каждом этапе. Кооператив приобретает необходимые строительные материалы, проводит ремонт и оплачивает страхование жилья за счет ежемесячных паевых взносов участников.

Граждане, члены жилищного кооператива, должны будут внести недостающую сумму в случае недостатка средств для завершения строительства дома.

Требования к жилью, приобретенному с использованием средств маткапитала

До недавнего времени проверки жилья, приобретаемого с использованием средств МСК, Пенсионным фондом не проводились. Однако в связи с принятием Федерального закона № 37 от 18.03.2019 теперь при рассмотрении заявления о распоряжении средствами маткапитала ПФР будет проверять пригодность жилья для проживания.

Для получения информации о состоянии жилья фонд будет направлять межведомственные запросы в:

  1. Органы государственного жилищного надзора и контроля.
  2. Территориальные органы местного самоуправления.

Фонд откажет в направлении средств господдержки для приобретения такого жилья, если ведомства подтвердят, что выбранная заявителем недвижимость:

  • не соответствует техническим и санитарным требованиям;
  • непригодна для проживая;
  • находится в здании, признанном аварийном, подлежащему сносу или реконструкции.
Внимание

Изменения, внесенные новым законом, относятся только к тем заявлениям, которые будут поступать в ПФР после 29 марта 2019. По заявлениям, поданным ранее, проверка в отношении приобретенного жилья проводиться не будет.

Выделение долей детям после сделки

Квартира, приобретенная за счет средств МСК должна быть оформлена в общую долевую собственность детей и родителей (п. 4 ст. 10 ФЗ № 256 от 29.12.2006). Размер доли определяется по договоренности между супругами, при этом доли детей могут меньше, чем у родителей.

Наделить долями супругов и детей можно:

  • по договору дарения;
  • по соглашению о распределении долей.

Выделить доли возможно только после оформления права собственности на жилое помещение. В некоторых случаях сделать это сразу невозможно. Например, если квартира находится в залоге у банка. Поэтому чтобы ПФР разрешил направить средства маткапитала на улучшение жилищных условий нужно оформить обязательство о выделении долей.

С 2016 года оформлением обязательства о выделении долей занимается только нотариус. Тариф за удостоверение договоров, предмет которых подлежит оценке — 0,5 стоимости договора, т.е. цены квартиры. Обычно в стоимость также включаются услуги техническо-правового характера. Узнать точную стоимость можно на сайте нотариальной палаты своего региона.

Чтобы оформить обязательство нужно предоставить нотариусу:

  1. Паспорт.
  2. Свидетельство о рождении детей или об усыновлении.
  3. Сертификат на МСК.
  4. Свидетельство о браке.
  5. Ипотечный договор.
  6. Документы, устанавливающие право собственности на жилое помещение.
  7. Выписку о праве собственности из ЕГРН.

В течение 6 месяцев, после того как кредитное обязательство будет исполнено и снято обременение с жилья, владелец сертификата должен выделить в приобретенной недвижимости доли на каждого члена семьи в соответствии с заключенным ранее обязательством.

Налоговый вычет при покупке квартиры на материнский капитал

В соответствии с законодательством РФ граждане имеют право получить налоговый вычет при приобретении жилья в размере 13%. Имущественный вычет предоставляется с учетом установленного лимита — 2 млн. рублей.

В случае покупки жилья целиком за счет средств материнского капитала воспользоваться данным правом нельзя. Получить вычет возможно, только если квартира была приобретена за собственные или кредитные средства с привлечением средств МСК. Однако в этом случае сумма, из размера которой будет рассчитываться выплата будет уменьшена на сумму маткапитала.

Пример Семья купила квартиру за 2 млн. рублей. Из них 453 тыс. рублей средства МСК, а оставшаяся часть собственные денежные средства. Сумма, из которой будет рассчитываться размер вычета без учета средств господдержки — 1 547 тыс. рублей. Размер выплаты будет определяется следующим образом 1547000 × 0,13, то есть налоговый вычет составит 201 110 рублей.

Для того, чтобы оформить вычет необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и предоставить:

  • заполненную декларацию по форме 3-НДФЛ;
  • справку 2-НДФЛ с места работы;
  • заявление о распределении налогового вычета и свидетельство о браке — если квартира была приобретена супругами совместно;
  • паспорт;
  • выписка из ЕГРН о праве собственности;
  • платежные документы (расписки, квитанции об оплате, банковские выписки о переводе денежных средств на счет продавца).

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414

Оцените статью
1
и поделитесь с друзьями.

Нашли ошибку?
Помогите исправить.