Нажмите, чтобы увидеть таблицы полностью

Нажмите, чтобы вернуться



Пособия на детей малоимущим семьям

Система социальной поддержки населения, в том числе семей с детьми, до недавнего времени практически не учитывала наличие реальной потребности (нуждаемости граждан) в предоставляемых государством пособиях и выплатах. Фактически до сих пор помощь и льготы малообеспеченным семьям предоставлялись только в случае соблюдения дополнительных условий — и то, преимущественно за счет средств региональных бюджетов. В первую очередь дополнительная помощь предусматривалась семьям с ребенком-инвалидом, детям из неполных семей или многодетным, которые являются малообеспеченными в связи с отсутствием полноценной возможности для осуществления трудовой деятельности.

Однако начиная с 2016 года власти планируют в сфере соцобеспечения отказаться от действовавшего долгие годы принципа категориальности в назначении социальных выплат и ввести принцип адресности. Это значит, что льготы и пособия будут начисляться не определенным категориям лиц, а только конкретным гражданам, которые в этом действительно нуждаются. При этом для получения помощи граждане, имеющие на нее право, должны будут самостоятельно заявить о своей нужде, подтвердив это документально и получив официальный статус малоимущей семьи.

Цели оказания государственной помощи в виде пособий и льгот оговорены в ст. 3 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи». Среди них:

  • поддержка семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума (ПМ);
  • адресность использования бюджетных средств;
  • снижение уровня социального неравенства;
  • повышение доходов малообеспеченных граждан.

Однако зачастую реальная помощь семьям при получении статуса малоимущей семьи в виде дополнительных пособий и льгот крайне незначительна, и многие родители опасаются возникновения после этого пристального внимания к семье со стороны органов опеки.

Какая семья считается малообеспеченной (малоимущей) в России?

Малоимущими граждане признаются по решению органов местного самоуправления в случае, если семейный доход в расчете на одного человека составляет менее установленной законом величины.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 134-ФЗ от 24.10.1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», семья считается малообеспеченной, если среднедушевой доход каждого ее члена находится ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ по месту проживания.
  • Региональный ПМ отличается от федерального — может быть выше или ниже с учетом стоимости товаров первой необходимости, формирующих потребительскую корзину.
  • Размер прожиточного минимума периодически (ежеквартально) пересматривается в сторону повышения.
  • Показатель ПМ отличается (устанавливается в отдельности) для трудоспособных лиц, пенсионеров и детей, а также в среднем на душу населения.

Согласно законодательству, семьей в общем случае считаются граждане, которые проживают вместе и ведут общее хозяйство:

  • супруги;
  • родители (один или оба) и дети (в том числе приемные, усыновленные, переданные под опеку);
  • бабушки/дедушки и внуки;
  • отчим/мачеха и их пасынки/падчерицы.

Среднедушевой доход семьи рассчитывается на основании Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2003 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

По факту, первоочередное право на господдержку в качестве нуждающихся имеют неполные и многодетные семьи, а также те, в составе которых проживают инвалиды и пенсионеры — в силу объективных обстоятельств их среднедушевой доход зачастую не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.

Однако есть и дополнительные критерии для определения семей, нуждающихся в господдержке. Например, одинокий родитель может подавать документы на получение соцпомощи. А пара, в которой муж с женой проживают совместно и состоят в гражданском браке, либо официально зарегистрированы, но живут раздельно, — за такой поддержкой обращаться не в праве. Не будут отнесены к малоимущим и те семьи, в которых один из родителей сознательно тунеядствует или злоупотребляет алкоголем.

Социальная поддержка детей в малоимущих семьях

Помощь малоимущим семьям с детьми оказывается в виде денежных пособий (социальных выплат) и других видов социальной поддержки.

  • Ежемесячные пособия на ребенка могут дополняться целевыми выплатами. Например, в Москве практикуется доплата кормящим матерям на питание, предоставление доступа на молочную кухню и выдача бесплатных лекарств по рецепту детям до 3 лет.
  • Если семья нуждается в жилье, она может стать в специальную очередь для малоимущих и, после того, как дойдет очередь, по договору соцнайма бесплатно пользоваться квартирой. Это оговорено в Жилищном кодексе (ЖК) РФ. Предусмотрена также социальная ипотека по льготной стоимости.
  • Если более 22% семейного дохода тратится на оплату коммунальных услуг, семья имеет право на субсидию. В разных регионах процентный показатель может меняться (к примеру, в Москве он составляет 10%). Субсидия предоставляется и владельцам, и нанимателям жилья на 6 месяцев, после чего документы нужно подавать заново.
  • Согласно ст. 217-219 Налогового кодекса (НК) РФ, малообеспеченным семьям положены налоговые льготы и вычеты. НДФЛ не начисляется на единовременные адресные выплаты. Ежемесячный налоговый вычет предоставляется за каждого ребенка в семье, а если она не полная — в двойном размере.
  • Во многих областях после рождения третьего ребенка одноразово выплачивается региональный материнский капитал.

Таким образом, социальная поддержка малообеспеченных граждан зачастую осуществляется независимо друг от друга как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ежемесячная выплата на ребенка из многодетных малоимущих семей до 3 лет

На основании президентского Указа от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», регионам предоставляется право самостоятельно выбирать категории многодетных семей, которым будет предоставляться матподдержка. Определение многодетности при этом также несколько меняется в зависимости от конкретного региона.

В общем случае многодетной в России считается семья, в которой воспитываются трое и более несовершеннолетних детей. Данные семьи характеризуются высокими социальными рисками, в связи с чем им оказывается дополнительная материальная поддержка со стороны государства.

Ежемесячные пособия на детей из многодетных семей назначаются в качестве стимула к повышению рождаемости в стране. Они были введены после подписания Президентом Указа № 606 от 07.05.2012 г. «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». В регионах с высокими показателями рождаемости данная выплата не устанавливалась.

Условия назначения пособия в регионах (учет среднедушевого дохода многодетной семьи)

Порядок предоставления соцпомощи, в том числе начисления пособия, в регионах регулируется самостоятельно с учетом особенностей местного законодательства (п. 2 ст. 6 Федерального закона № 134-ФЗ от 24.10.1997). Главные основания для его получения — многодетность наряду со среднедушевым доходом на каждого члена семейства ниже величины прожиточного минимума.

Условия получения пособия схожи во всех регионах:

  • рождение в семье 3-го ребенка и последующих детей;
  • возраст ребенка, на которого начисляется пособие, до 3 лет;
  • малыш должен быть рожден после 31 декабря 2012 года (для некоторых субъектов РФ, принявших соответствующие законы позднее, этот срок может отличаться);
  • регистрация заявителя на получение выплаты в регионе, включенном в список с пониженной рождаемостью;
  • нуждаемость семьи (среднедушевой доход не выше установленного в данной местности).
В 2015 году пособие многодетным семьям на третьего ребенка выплачивалось в 69 регионах с невысокими показателями рождаемости. После прироста количества новорожденных до средних показателей по РФ, выплата по общим правилам должна сохраняться еще на протяжении 2 лет.

Размер пособия на ребенка многодетных малоимущих семей

Выплата начисляется на третьего и всех следующих по порядку детей (на каждого по отдельности). Пособие выплачивается ежемесячно. Его размер зависит только от величины детского прожиточного минимума в регионе и значительно варьируется в зависимости от уровня достатка в субъекте федерации.

Отметим, что величина прожиточного минимума, установленная Правительством РФ за I квартал 2015 года, составляет 9662 рубля на душу населения и 9489 рублей — на детей. В конкретных регионах он может быть больше или меньше этой цифры.

Документы на детское пособие малоимущим многодетным семьям

Право на получение детских соцпособий нужно подтверждать ежегодно.

Заявитель в срок с 1 января по 30 сентября ежегодно подает документы о доходах каждого члена семьи за истекший год. Обращаться следует в Управления соцзащиты населения или в ближайший офис Многофункционального центра (МФЦ) по месту регистрации.

При обращении в одну из перечисленных организаций требуются следующие документы:

  • заявление на получение пособия на третьего и последующего ребенка до 3 лет;
  • паспорта заявителя и второго родителя (если он есть) с отметками о регистрации;
  • детское свидетельство о рождении;
  • справка о составе семьи;
  • документ, подтверждающий регистрацию ребенка (например, выписка из домовой книги);
  • свидетельство о браке (если есть);
  • документ об установлении отцовства (если актуально);
  • справку с места службы, работы или учебы каждого родителя с указанием доходов за последние полгода;
  • выписку из трудовой книжки или другого документа о последнем месте работы;
  • если один из родителей не состоит в трудовых отношениях — документ, объясняющий причину отсутствия доходов (например, справку из центра занятости о признании безработным);
  • номер пластиковой карты или счета в сбербанке, куда будут переводиться выплаты;
  • другие необходимые документы (в случае, если родитель уклоняется от уплаты алиментов; если второй родитель умер или признан безвестно отсутствующим; если ребенок был усыновлен или передан в семью под опеку).

Некоторые документы имеют ограниченный срок действия. Стоит это учитывать при обращении в Управление соцзащиты.

Учет критерия нуждаемости при выплате детских пособий с 2016 года

До 2016 года детские пособия выплачивались на основании категориального принципа, когда выплата назначается определенной категории граждан без установления дополнительных требований (критериев) в пределах страны или одного региона.

Однако из-за дефицита бюджета с подачи Президента и Правительства РФ c 1 января 2016 года начался переход на адресные выплаты с учетом нуждаемости каждой определенной семьи. Пока эти принципы детально не разработаны, и каждый регион устанавливает свои требования и критерии.

По словам Президента, никакие из социальных выплат при этом не подлежат отмене. Однако принципы адресности и нуждаемости в перспективе планируется применять к большинству видов выплат на детей. При определении критерия нуждаемости прогнозируется также расширение полномочий регионов.

Ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям

Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены ежемесячные выплаты на детей в возрасте до 16 или 18 лет.

В соответствии со ст. 16 данного ФЗ, размер пособия варьируется в зависимости от содержания нормативных актов субъектов РФ. Критерий нуждаемости в законе в настоящее время не прописан, но его планируется повсеместно использовать с 2016 года.

  • Специалисты считают, что отсутствие упоминания нуждаемости граждан в отношении ежемесячного пособия на ребенка не только не мешает, но и позволяет применять этот критерий уже сейчас.
  • Показатель нуждаемости в некоторых регионах при назначении пособия уже используется и сейчас. Например, в Астраханской области базовое детское пособие размером 345 руб. (или 690 руб. для матерей-одиночек) получают семьи со среднедушевым доходом ниже 110% ПМ. В Москве на детей до 1.5 лет и 3-18 лет выплачивается 1500 руб., а для возраста 1.5-3 года — 2500 руб. только в случае, если доход на каждого члена семьи ниже ПМ.

К 2016 году во многих регионах критерии назначения пособия будут пересмотрены в сторону усиления. Если регионы откажутся учитывать принцип нуждаемости, они не получат дополнительных федеральных субсидий.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет малообеспеченным семьям

На данный момент ежемесячное пособие (компенсация) по уходу за ребенком 1.5-3 лет предоставляется только трудоустроенным гражданам по месту работы и составляет 50 рублей (или выше пропорционально районному коэффициенту к заработной плате). В связи с этим перед родителями возникает дилемма: жить на имеющиеся деньги или выходить работу? На фоне недостатка мест в яслях и в случае, если женщина одинока и не имеет родственников, задача значительно усложняется.

В связи с этим летом 2015 года премьер-министр РФ поручил Правительству рассмотреть вопрос о возможности введения ежемесячной адресной помощи в более приемлемом размере семьям с детьми от 1.5-3 лет, которые могут быть отнесены к категории нуждающихся.
  • Нуждаемость будет определяться сравнением среднедушевого дохода членов семьи с ПМ. Если выплата будет введена, право на нее будут иметь только семьи с доходами ниже прожиточного минимума, которые обратятся с заявлением в Управление соцзащиты.
  • Расчеты показали, что для введения пособия в 2016 году из федерального бюджета будет необходимо выделить 50 млрд рублей. При условии нехватки денег это впечатляющая сумма.
  • Определение критериев нуждаемости должно быть полностью возложено на региональные органы власти, в связи с чем в различных субъектах федерации они могут существенно отличаться. Например, в одном регионе показатель может составить 0.5 от прожиточного минимума, в соседнем — 1-1.5.

Наряду с введением пособия планируется стимулировать ранний выход родителей на работу за счет открытия яслей и возможности введения гибкого графика.

Материнский капитал на основе принципа нуждаемости

Представители правительства считают, что применение критерия нуждаемости при начислении всех социальных выплат оправданно и перспективно для бюджета. Сомнения вызывает лишь перспектива сделать адресным материнский капитал, которая может привести к новому демографическому спаду. Пока в защиту введения критерия нуждаемости в отношении маткапитала звучат лишь одинокие мнения чиновников в Министерстве финансов, в связи с чем вряд ли это будет осуществлено на практике.

В частности, из-за предусматриваемой сейчас законом возможности обратиться за маткапиталом даже спустя несколько лет принцип нуждаемости применить чрезвычайно сложно. Ведь критерий может быть определен только в конкретный промежуток времени.

Вопрос продления программы мат. капитала активно обсуждается, но окончательное решение еще не принято. Большинство министерств склоняются к тому, что отменять его нельзя.

Представители Минтруда заявляют, что выплата материнского капитала уже заложена в бюджет на 2016-2017 годы. Однако до сих пор существует риск, что после 2016 года материнский капитал будет предоставляться только в соответствии с принципами адресности и нуждаемости.

Заключение

На данный момент пособия семьям с детьми выдаются по принципу категориальности. В первую очередь, нуждающимися признаются многодетные семьи, матери-одиночки с детьми и родители, воспитывающие ребенка-инвалида. Но только при условии, что семейство имеет среднедушевой доход на каждого члена ниже величины прожиточного минимума по региону.

В 2016 году планируется переход к критериям адресности и нуждаемости. Эти показатели руководство области или края может определять самостоятельно с учетом возможностей бюджета и общего уровня жизни в регионе. Вероятно, что критерий нуждаемости будет отличаться от величины ПМ, а количество семей, которым выплачиваются детские пособия, сократится.

Бесплатные консультации: МОСКВА: +7 (499) 703-52-27 | СПб: +7 (812) 309-07-44 | Остальные регионы:Юрист-консультант >>>
+ +
Всегда актуальные новости в нашей группе ОК